ННГАСУ принял участие в Международном форуме «Комплексное освоение подземного пространства - перспективное направление развития строительной отрасли»

28.08.2012

В Санкт-Петербурге прошел Международный форум «Комплексное освоение подземного пространства мегаполисов как одно из важнейших направлений государственного управления развитием территорий».

Собравшиеся на нем представители различных строительных организаций, градостроители, инвесторы и ученые пытались найти ответ на вопрос о том, как при помощи освоения города «вглубь» решить транспортные, инженерные, инфраструктурные проблемы. Форум прошел при поддержке Министерства регионального развития Российской Федерации и Правительства Санкт-Петербурга.  

Цель Международного Форума, - коренной перелом в развитии комплексного освоения подземного пространства городов России, переход от практики бессистемного строительства подземных сооружений к тщательно продуманной модели использования ресурсов подземного пространства.

Усилия организаторов форума, среди которых: НП «Объединение подземных строителей», ОАО «Метрострой», Комитет по освоению подземного пространства НОСТРОЙ, Тоннельная ассоциация России, ОАО «Ленметрогипротранс»,  Национальное объединение проектировщиков (НОП), и др., были направлены на популяризацию самой идеи развития подземного пространства в российских городах.

Представленные на Форуме глобальные проекты подземного строительства, реализованные нашими иностранными коллегами, призваны привлечь внимание представителей органов государственной власти всех уровней и потенциальных инвесторов к вопросам создания современной подземной инфраструктуры российских городов. Об этом говорилось на пленарном заседании в Невском зале отеля «Коринтия Санкт-Петербург» 27 июня из уст ведущих мировых специалистов, ученых и экспертов в области использования подземного пространства: OlivierVion/Оливье Вион (Лозанна, Швейцария), исполнительного директора Международной Тоннельной Ассоциации;  Han Admiraal/Хан Адмираал (округ Роттердама, Голландия), председателя комитета по подземному пространству Международной Тоннельной Ассоциации; AurèleParriaux/Орель Парье (Лозанна, Швейцария), почетного профессора, директора лаборатории геологической среды Университета Лозанны; FrankvanderHoeven/Франклин Ван дер Хувен (Роттердам, Голландия), директора по науке факультета архитектуры Университета Делфт;  RaymondSterling/Реймонд Стерлинг (Луизиана, США), почетного профессора Университета Луизианы, президент Международной ассоциации центров по городскому подземному пространству;In-KeunLee/Ин Кеун Ли (Сеул, Республика Корея), доктора, профессора Университета Сеула.

В рамках форума работали пять секций:

- Секция 1. «Градостроительное планирование подземного пространства» (Градостроительное планирование подземного пространства в целях создания благоприятной среды обитания, сохранения исторических центров городов и решения транспортных проблем) 

-  Секция 2: «Правовое поле. Инвестиции. Техническое регулирование» (Создание целостной системы правового обеспечения процессов градостроительного освоения подземного пространства для привлечения инвестиций)

- Секция 3 «Экология. Энергоэффективность. Социальная значимость»

 - Секция 4: «Современные технологии – основа для «прорыва» в области освоения подземного пространства»

- Секция 5: «Образование» (Создание системы научного и кадрового потенциала, формирование инновационной образовательной среды в области освоения подземного пространства).

В время работы секций было заслушано 85 докладов, каждый из которых поднимал очень важные вопросы освоения и эксплуатации подземного пространства; экологической целесообразности и эффективности системы.

Сегодня для российских мегаполисов вопросы градостроительного планирования стоят чрезвычайно остро, а раздел, связанный с освоением подземного пространства, в принципе отсутствует. Можно сказать, что подземное строительство у нас ведется стихийно. Хотя вполне очевидно, что без планирования строительства подземных объектов инфраструктуры ни о каком дальнейшем развитии городов, особенно в их исторической части, говорить невозможно.

Крупные города чаще всего являются моноцентричными, то есть имеют один четко выраженный – обычно исторический – центр, в котором максимальна плотность транспортных потоков, нет свободных пятен под застройку, заоблачная стоимость земли. Постепенно такие города, не способные обеспечить населению жизненный комфорт, превращаются в музеи под открытым небом. Они не привлекают ни молодое поколение, привыкшее к мобильности, ни высококлассных специалистов в наукоемких отраслях производства, ни инвесторов, которые могли бы способствовать развитию экономики. К сожалению, проблема, с которой рано или поздно сталкивается большинство мировых мегаполисов, не обошла стороной ни Москву и С.-Петербург, ни Нижний Новгород исторические центры, которых, находится на грани транспортного коллапса, испытывают экологические трудности и дефицит объектов инфраструктуры.

Макет «Подземное строительство
в исторической зоне С.-Петербурга».

Для решения подобных проблем большинство крупных городов мира в настоящее время последовательно осуществляют программы освоения подземного пространства в исторических центрах, при этом комплексно решаются проблемы транспорта, коммунального и жилого хозяйства, занятости населения, энергосбережения, экологии. Например, огромный подземный центр в канадском Монреале, в который многие жители спускаются на лифте прямо из своих домов, не выходя на улицу, и попадают в целый подземный город (17мил.м² ), где расположены 80% офисов и 35 % торговых площадей города: магазинов, кафе, ресторанов, кинотеатров и банков, а также других объектов развлекательной и деловой инфраструктуры, и остановки общественного транспорта, и стоянки для личных автомобилей. Так же эффективно подземное пространство используется в Токио, Лас-Вегасе, Париже и других крупных городах мира.

Другая, еще более важная проблема городов - автомагистрали и паркинги, которые занимаю значительную, и зачастую, лучшую часть городских земель.  Найденное западными проектировщиками, экологически выверенное решение этой проблемы - составило основную перспективную идею форума и было отражено как в докладах западных специалистов, так и в представленных проектах.

От нашего университета на форуме выступила с докладом на тему «Комплексное озеленение объектов подземной инфраструктуры» доцент кафедры ландшафтной архитектуры и садово-паркового строительства Т.В. Киреева. В нашем городе, как и в большинстве крупных городов России на сегодняшний день основные объекты подземного строительства – подземные праркинги, превращающие  дворы жилых комплексов и общественные места  в открытые не озелененные площадки. Но мировой опыт строительства подземных сооружений имеет многочисленные примеры  создания садов на искусственном основании и  других приемов «зеленой архитектуры» для оформления интерьеров и экстерьеров  подземной инфраструктуры. Этой теме посвящены научные исследования кафедры, проводимые с 2005 года, а так же проекты, которые ежегодно выполняются на кафедре в рамках дипломного проектирования. В презентации к докладу был приставлен дипломный проект «Парк на искусственном основании в Почаинском овраге» (2011 г.). Современный парк, ориентированный на Кремль, ступенями спускается к Лыковой дамбе, и является крышей многофункционального торгово-развлекательного комплекса с паркингом, встроенного в Почаинский овраг. В результате такого строительства город получил бы 7 000 м² торговых площадей в центре города и новый сад в м². Доклад вызвал большой интерес и обсуждение, ведь тема его касается практически всех нас как жителей мегаполисов.

На выставке форума наибольший интерес вызвали проекты именно экологической направленности, где отражена идея ревитализации бывших территорий автотранспортных магистралей с переносом их в подземное пространство с последующей организацией парковых, озелененных общественных зон. Это, прежде всего, проекты - регенерация акватории рек и создание городского парка - «Мадрид-РИО»; «Чонгечхон» г. Сеул; «Парк Бик-Дик» - г. Бостон. Это перспективное и очень правильное решение возвращения рек и их акваторий в пользование горожан как мест отдыха и экологических зон. Огромный интерес вывали так же  и проекты подземных торговых комплексов, паркингов под зданиями культурно-исторического наследия. От Нижнего Новгорода на выставке был представлен проект подземной трехуровневой парковки на Нижневолжской набережной у стен Кремля, разработанной в ООО «Нижегородгражданниипроекте».

Форум, посвященный подземному строительству, прошел в России впервые. Он обозначил основные направления в развитии поземной отрасли строительства, вскрыл значительные недостатки  в организации проектирования и строительства, а так же в подготовке специалистов. Сегодня всего четыре специализированные кафедры в стране занимаются подготовкой специалистов подземного строительства.

В программах подготовки строителей, архитекторов, ландшафтных архитекторов, специалистов вентиляции и теплотехников нет соответствующих разделов, связанных со спецификой подземного строительства, а это значит, что отрасль будет отставать на 5-10 лет в своем развитии, и на вакантные места придут зарубежные специалисты, зарубежные технологии.

На мой взгляд, наш университет, обладая широкой научной базой в области строительства на сложных рельефах и геологических условиях, может внести значительный вклад в подготовку специалистов для подземной отрасли строительства, особенно это важно для работы в условиях ВТО. Университет должен искать новые пути и возможности своего развития и повышения конкурентоспособности - подготовка специалистов подземного строительства отличная перспектива для этого.

 

 

Т.В. Киреева

Доцент кафедры ЛА и СПС

Возврат к списку






Система Orphus Яндекс.Метрика
Сайт не поддерживает браузер Internet Explorer 6 и 7. Пожалуйста, обновите свой браузер.