Центр дополнительного образования детей
на Ильинской

ул.Ильинская, д.63  Перейти на сайт ННГАСУ
тел.: 430-5333, 8-910-879-3175

Ребенок 1,6 - 3 года

Прежде чем ребенок попадет в группу, специалисты Центра проводят адаптационное занятие. Предварительное знакомство педагога с ребёнком и родителями является важным условием эффективной организации адаптационного периода.

Занятие позволяет изучить особенности индивидуального развития ребенка- психическое, речевое, физическое. Далееразрабатывается индивидуальный маршрут развития каждого ребенка.

Группы комплектуются соответственно возрасту ребенка и его развитию.

Возрастные особенности раннего дошкольного возраста (1,6 - 3 года)

От рождения до 3 лет ребёнок проходит половину своего интеллектуального развития, т.е. в самые первые годы жизни закладываются основные качества его психики, начинают формироваться его первые способности. Именно эти первые годы в огромной степени зависят от взрослых, от того, что они предпримут для развития ребёнка.

После рождения вместе с ростом ребёнка дозревает его мозг и становится способным к функционированию. Это самое лучшее время для начала развития всех многообразных человеческих способностей. Доказано, что функции коры головного мозга не фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. В этот период наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обуславливающих все дальнейшее развитие организма, поэтому важно своевременно закладывать основы полноценного развития и здоровья ребенка. Ни в каком периоде детства не наблюдается такого быстрого увеличения массы и длины тела, развития всех функций мозга.

В этом возрасте ребенок при помощи взрослого усваивает основные способы использования предметов. У него начинает активно развиваться предметная деятельность. Ребенок становится более подвижным и самостоятельным (позиция «Я сам»). Это требует от взрослого особого внимания к обеспечению его безопасности. Расширяется круг общения за счет менее знакомых взрослых и сверстников. Общение, овладение предметными действиями приводит ребенка к активному освоению языка, подготавливает его к игре. Под влиянием предметной деятельности, общения и игры в раннем возрасте развиваются восприятие, мышление, память и другие познавательные процессы.
Необходимо также помнить, что в период раннего детства происходит становление личности маленького человека. Речь идёт о появлении самосознания ребёнка, его «Я», которое складывается прежде всего из его отношений с другими людьми: «Я» и моя семья, «Я» и моя мама, «Я» и мой дом, «Я» и… и т.д. Именно эту формулу ребёнок осваивает в период раннего детства, достигая к трём годам той точки, с которой начинается фактическое развитие личности. Психологи называют этот момент «кризисом трёх лет». С этого времени у ребёнка будет складываться достаточно прочная система отношений к самому себе и к миру, который его окружает. Уникальность данного периода состоит в том числе в стремительности развития ребёнка, что требует самого пристального внимания родителей, педагогов, врачей. К сожалению, большинство взрослых, уделяя главное внимание в первые годы жизни малыша уходу за ним, не придают особого значения условиям его развития.

Главным условием организации жизни малышей в Центре является созданиеу детей чувства эмоционального благополучия и психологической защищенности, доверия к миру, формирование базиса личностной культуры, развитие его индивидуальности. Круг общения ребёнка ограничен близкими людьми, группой сверстников, причём это общение носит преимущественно интимно-личностный характер, строится на основе эмоциональных контактов. Это значит, что взрослые в процессе общения с ребёнком обеспечивают ему чувство психологической защищённости, доверие к миру, эмоциональное благополучие, развитие индивидуальности.

Для детей раннего возраста ориентиром в неизведанном мире взрослых, сверстников, предметов является педагог.

Осуществление психолого-педагогического сопровождения детей и родителей в нашем Центре позволяет успешно решать проблему сохранения эмоционального благополучия и психофизического здоровья ребёнка раннего возраста.

Цель совместных занятий в Центре с детьми раннего дошкольного возраста:

-формирование у родителейуверенности в собственных педагогических возможностях;

-овладение практическими приёмами взаимодействия со своим ребёнком (другими детьми) в новой социальной ситуации;

-отработка практических способов взаимодействия в триаде по предупреждению дезадаптации, выработка навыков педагогической рефлексии.

Практическая реализация приобретённого взрослыми опыта осуществляется в рамках функционирования адаптационной группы.

Цель развития и воспитания детей раннего возраста состоит в обеспечении психолого-педагогического сопровождения индивидуального развития ребёнка, способствующего обогащению детского развития, благоприятной адаптации и формированию первоначального социального опыта на основе удовлетворения жизненных потребностей.

Основные задачи Программы: воспитание и развитие социально значимых личностных качеств ребёнка, развитие познавательной сферы (мышления, воображения, памяти, речи); развитие эмоциональной сферы. Реализация Программа направлена на формирование у детей опыта игровой, познавательной, исследовательской и др. видов деятельности, опыта самопознания.

Обязательными условиями решения этих задач являются охрана и укрепление здоровья малышей, развитие их двигательной культуры, создание развивающей предметно-пространственной среды

В соответствии с современными психолого-педагогическими представлениями содержание образования детей в нашем Центре интегрировано. Принцип интеграции предполагает сочетание и взаимопроникновение в педагогическом процессе разных видов детской деятельности. Это обеспечивает полноту реализации возможностей ребёнка, целостность восприятия им окружающего мира, его всестороннее развитие. Результатом всего хода развития и воспитания ребёнка раннего возраста в Центре является максимальное раскрытие его индивидуального возрастного потенциала, гармоничное развитие его личностных качеств, осознание ребёнком самого себя, своих возможностей и индивидуальных особенностей; умение общаться со взрослыми и сверстниками, развитие основных двигательных навыков.

Программа для детей с 1,5 до 3 лет.

Занятия с малышами проходят два раза в неделю в утреннее время с присутствием близкого взрослого.

Для детей от 1,6-2,6 это - гимнастика и развивающее занятие.

Для детей от 2,6-3 лет- гимнастика, развивающее занятие, изо и музыка.

В раннем дошкольном возрасте сенсорное развитие становится базой для развития интеллекта ребенка. Поэтому необходимо целенаправленно развивать восприятие ребенка, формируя верные представления о предметах и их свойствах: о форме, цвете, величине, запахе, вкусе, положении в пространстве разных вещей, о времени. Сенсомоторное развитие очень важно для правильного нервно-психического развития в раннем возрасте.

Основой воспитания у детей раннего возраста является физическое развитие.

Физическое (сенсомоторное) развитие (Гимнастика) составляют игровые методы и приёмы. Для того, чтобы познать окружающий мир ребенку необходимы движения.

Содержание работы по сенсомоторному развитию направлено на освоение основных видов движения (ходьба, бег, прыжки, ползание, манипуляция с предметами, согласование темпа, ритма движений), координации речи с движением, освоение элементарных танцевальных движений, пальчиковой гимнастики. Дети усваивают названия предметов, действий, обозначения некоторых качеств и состояний. Благодаря этому организовывается деятельность и поведение малышей. Педагог руководит педагогическим процессом и объясняет взрослым, что необходимо делать..Поэтому, фактически на занятиях проводится индивидуальная работа с каждым ребенком. Важнейшей задачей Программы является научить маму (или сопровождающего взрослого) взаимодействовать со своим ребенком, уметь заинтересовывать ребенка, помогать ему при выполнении упражнений, обеспечивать безопасность выполнения упражнений на снарядах (обеспечивать страховку ребенка, всегда находиться рядом с ребенком, при необходимости поддерживать за руку).

Познавательное развитие (Развивающие занятие)

Познавательное развитие очень важно для ребенка и занимает особое место в его жизни. Малыш активно получает знания о предметах и явлениях, сосредоточенных вокруг него, учится ориентироваться в таком незнакомом, но столь притягательном окружающем мире. Познавательное развитие ребенка раннего возраставключает в себя развитие двух важных факторов – восприятия и памяти. Восприятие обеспечивается при помощи органов чувств, важнейшими из которых становятся осязание, слух и зрение. Педагог в процессе игры помогаетребенку взаимодействовать с окружающими предметами, формирует представления о названиях окружающих предметов и игрушек, умения и навыки владения активной речью, включенной в общение; формирует готовность обращаться с вопросами и просьбами; формирует проявление интереса к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок. Действуя с предметами, ребенок открывает для себя их физические (величину, форму, цвет) и динамические свойства, пространственные отношения (близко, далеко), разделение целого на части и составление целого из частей (разбирает и собирает пирамидку, матрешку). Однако сколько бы ребенок не действовал с предметами, он самостоятельно никогда не откроет общественно выработанных способов их употребления. Назначение предмета, способ его употребления открывает ребенку взрослый. В игре впервые проявляется инициатива ребенка в постановке и решении игровой задачи, а это является признаком творческого начала в его деятельности.

ИЗО

У ребенка нужно как можно раньше пробудить сознательный интерес к творчеству. Такой благодатной обширной основой в нашем Центре служат ранние занятия детей изобразительной деятельностью. Творчество дает ребенку стимул познавать мир, удивляться, приобщаться к искусству. В начале на занятиях используются в сюжетно-ролевой игре пальчиковое, воздушное рисование – это ассоциативно-двигательные показы детьми. В рисовании малыши знакомятся с цветным карандашом, свойствами восковых мелков, обучаются различному нажиму материала и получению линий различной толщины, технике закрашивания, не выходя за контур; обучаются элементам повторного мазка, сочетаниям двух цветов, чувству ритмичности, осваивают красный, зеленый, желтый, синий, белый, черный цвета. На каждом занятии используется зрительный образ.

Дети учатся проводить линии сверху – вниз (вертикальные) и слева – направо (горизонтальные). Затем, освоив линии, подводятся к изображению предметов, имеющих округлую форму (облако, снежный ком, лужи, шары, колечки и т.д.)

Фантазии детей, изображенные на бумаге или выполненные в пластилине, в глине, ускоряют и облегчают речь ребенка, так как двигательная активность кисти рук, пальцев непосредственно связана с деятельностью полушарий мозга. Поэтому на занятиях развивается участие обеих рук ребенка: удерживать кисть, карандаш пальчиками в «щепотке» ведущей руки, а другой рукой держать лист бумаги, при необходимости продвигать его, переворачивать.

В результате системы этих занятий у детей развиваются: зрительно-двигательная координация, глазомер; мелкая моторика рук, пальцев (особенно движение и взаимодействие пальцев «щепотки» – указательного, большого и среднего); воображение; пространственное, образное мышление; усложняется эмоциональное состояние (дети радуются творчеству); способность подмечать характерные признаки предметов, находить сходство и различие между ними; чувство цвета; дети знакомятся с простейшим понятием «узор».

Музыка

Приоритетными задачами на музыкальном занятии являются: развитие умения вслушиваться в музыку, запоминать и эмоционально реагировать на нее; связывать движения с музыкой в музыкально-ритмических движениях.

Для развития эмоциональной отзывчивости и мышления используется метод контрастных сопоставлений (плясовая музыка, колыбельная, марш) Пение и подпевание имеют особое значение на занятиях, так как предполагают активную деятельность самих детей. Педагог вызывает у детей интерес к слушанию мелодий, исполненных на различных инструментах: металлофоне, триоле, колокольчиках, барабане, скрипке, фортепиано. Малыши приобщаются к слушанию веселых и спокойных мелодий, учатся двигаться в соответствии с характером музыки. Постепенно дети подводятся к согласованному пению. Быстро запоминают и воспроизводят в соответствии с музыкой новые движения, показанные педагогом. К концу года появляется ритмичность, развивается слуховое внимание.

Знания и умения, навыки, полученные в результате освоенной Программы в нашем Центре, помогают сформировать базисные характеристики личности ребенка раннего дошкольного возраста к концу возрастного периода.

Базисные характеристики ребенка 3-х лет


Компетентность.К 3 годам ребенок достигает определенного уровня социальной компетентности: он проявляет интерес к другому человеку, испытывает доверие к нему, стремится к общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками. для налаживания контактов с другими людьми использует речевые и неречевые способы общения. Осознает свою половую принадлежность.
Интеллектуальная компетентность выражается прежде всего в том, что ребенок активно интересуется окружающим миром, задает вопросы, использует по назначению некоторые бытовые предметы, игрушки, предметы-заместители и словесные обозначения объектов в быту, игре и общении. В практической деятельности учитывает свойства предметов (цвет, форму, величину, фактуру, строение) и их назначение, много и активно экспериментирует, наблюдает.
Овладевает родным языком, пользуясь основными грамматическими категориями и словарем разговорной речи.
В плане физического развития компетентность трехлетнего ребенка проявляется в том, что он владеет основными жизненно важными движениями (ходьба, бег, лазанье, действия с предметами), элементарными гигиеническими навыками и навыками самообслуживания.
Эмоциональность. Ребенок испытывает повышенную потребность в эмоциональном контакте со взрослыми, ярко выражает свои чувства - радость, огорчение, страх, удивление, удовольствие и др.

Инициативность. Проявляется во всех сферах жизнедеятельности: общении в практической предметной деятельности, самодеятельных сюжетно-отобразительных играх. Все это составляет основу развития у ребенка креативности (способности к творчеству).
Самостоятельность. Фундаментальная характеристика ребенка 3 лет «Я сам», -Я могу»). Он активно заявляет о своем желании быть как взрослые (самому есть, одеваться), включаться в настоящие дела (мыть посуду, стирать, делать покупки и т.д.).






Яндекс.Метрика