Деятельность ГОУ ВПО ННГАСУ по оздоровительной работе

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ГОУ ВПО ННГАСУ по оздоровительной работе

  

I. Создание в ГОУ ВПО ННГАСУ условий для здоровьесберегающей и здоровьеформирующей  деятельности

 

1. Деятельность ГОУ ВПО ННГАСУ по оздоровлению профессорско-преподавательского персонала.

 1.1. Доля профессорско-преподавательского персонала, регулярно проходящих диспансерные осмотры.

В 2010г. 100% профессорско-преподавательского состава прошли диспансеризацию в рамках национального проекта в сфере здравоохранения. По итогам диспансеризации лица, имеющие соответствующие медицинские показания, поставлены на диспансерный учет с периодическими осмотрами в поликлинических отделениях по месту жительства.

ГОУ ВПО ННГАСУ также обеспечивает проведение углубленных и периодических медицинских осмотров для отдельных категорий сотрудников университета.

         Копии организационных документов приведены в Приложении 1.

 1.2. Охват профессорско-преподавательского персонала физкультурно-оздоровительными мероприятиями

         Оздоровительные занятия посещают более 40 % профессорско-преподавательского состава по следующим видам и направлениям спортивных секций: плавание, игровые виды спорта (волейбол, мини футбол), бадминтон, аэробика. Для сотрудников, имеющих вегетативно-сосудистые нарушения и нарушения опорно-двигательных функций, проводятся оздоровительные занятия на базе кафедры «Медицины, здоровья и развития» по индивидуальным и групповым программам.

Количественные показатели следующие:

- аква-аэробика – 30чел.

- аэробика – 45 чел.

- общефизическая подготовка – 8 чел.

- плавание – 130 чел.

- волейбол – 15 чел.

- футбол – 12 чел.

- бадминтон – 10 чел.

- лыжи – 25 чел.


2. Состояние здоровья студентов  и профессорско-преподавательского состава ГОУ ВПО ННГАСУ

2.1. Динамика увеличения доли студентов, отнесенных к специальным медицинским группам, посещающих специальные занятия физической культурой (за последние три года):

 

Специализация направления №1:

Распределение студентов по группам здоровья по состоянию костно-мышечной системы (опорно-двигательный аппарат)

Курс

1 группа

здоровья

 

2 группа

здоровья

 

3 группа

здоровья

 

1 курс

10%

74%

16%

2 курс

34%

53%

13%

3 курс

53%

35%

12%

Примечание: разделение по группам здоровья в рамках специализации выполняется по видам заболеваний и отклонений физиологического состояния.

 

Специализация направления №2:

по состоянию органов кровообращения (сердечно-сосудистая система)

Курс

1 группа

здоровья

 

2 группа

здоровья

 

3 группа

здоровья

 

1 курс

45%

50%

5%

2 курс

55%

40%

5%

3 курс

57%

39%

4%

Примечание: разделение по группам здоровья в рамках специализации выполняется по видам заболеваний и отклонений физиологического состояния.

 

Специализация направления №3:

по состоянию органов пищеварения  (желудочно-кишечный тракт)

Курс

1 группа

здоровья

 

2 группа

здоровья

 

3 группа

здоровья

 

1 курс

35%

50%

15%

2 курс

47%

39%

14%

3 курс

52%

35%

13%

Примечание: разделение по группам здоровья в рамках специализации выполняется по видам заболеваний и отклонений физиологического состояния.

 

После прохождения курса оздоровительных занятий в специализированных группах наблюдается улучшение показателей психо-физиологического состояния студентов.

2.2. Динамика распределения профессорско-преподавательского состава (по группам здоровья) за последние три года:

Отсутствует.

 

 2.3. Деятельность вуза, направленная на профилактику и предупреждение вреда курения табака

В ННГАСУ разработана и реализуется «Программа по профилактике наркологической, алкогольной и иных видов зависимости студентов   ННГАСУ» (Приложение 2).

Ежегодно в вузе проходит марафон «Мы за здоровый образ жизни!». По данной тематике студенты создают графические работы, оформляется выставка, определяются победители.

Студенческий совет ННГАСУ проводит различные краткосрочные акции направление на пропаганду ЗОЖ, такие как «Антикур», «День нежности» и др.

Ведется работа кинолектория, где организован  просмотр фильмов по профилактике вредных привычек для студентов 1-2 курса. Психологическая служба университета проводит психологические тренинги со студентами по данной тематике.

Фотоматериалы приведены в Приложении 3.

 

2.4. Наличие в ГОУ ВПО ННГАСУ курящих сотрудников среди профессорско-преподавательского состава

В ГОУ ВПО ННГАСУ количество курящих сотрудников среди профессорско-преподавательского состава – не более 5%.

 

2.5. Наличие в ГОУ ВПО ННГАСУ курящих студентов

По данным анкетирования количество курящих студентов в ННГАСУ составляет 9,5%. Результаты анкетирования приведены в Приложении 4.


II. Деятельность ГОУ ВПО ННГАСУ по формированию здорового образа жизни

1. Образовательная деятельность по формированию здорового образа жизни

1.1. В учебном заведении имеется Программа деятельности по оздоровлению студентов и профессорско-преподавательского состава и пропаганде здорового образа жизни в рамках вариативной части основной образовательной программы

В образовательном процессе университета реализуется программа дисциплины «Физическая культура и основы здорового образа жизни», в которой представлены все направления деятельности по здоровьесбережению. Теоретический курс занятий студенты проходят на базе кафедры «Медицины, здоровья и развития».

Кафедра «Медицины, здоровья и развития» выделилась в 2000 г. из кафедры «Валеология и социальная педагогика» для углубления направлений, связанных с оздоровительной и профилактической медициной. Необходимость создания кафедры возникла в связи с введением в учебный процесс новых специальностей (педагогика- психология, психология, дизайн интерьера и оборудования, социальная педагогика, культурология, педагог-дизайнер), повлекшим за собой необходимость изучения новых медико-биологических дисциплин (основы физиологии, анатомии, гигиены  и пр.). Студенты других специальностей университета также изучают теоретические основы здорового образа жизни в рамках курса по физической культуре.

С созданием кафедры стала более основательной работа оздоровительно-диагностического центра (ОДЦ) ННГАСУ, лабораторий психофизиологии и новых медицинских технологий.

Основные научные направления:

  1. Здоровье-ориентированное образование студентов в вузе и здоровье-формирующие технологии в образовании.
  2. 2. Медико-психолого-педагогические основы развития детей дошкольного и начального школьного возраста. Влияние образовательных технологий на психофизиологическое развитие детей.

В задачу кафедры входят вопросы оздоровительной и профилактической медицины, что важно для формирования и воспитания  здорового образа жизни и профилактики заболеваний у студентов, сотрудников университета; разработка оздоровительных технологий для обеспечения поддержки психофизиологического развития детей дошкольного и школьного возрастов, студенчества.

Сотрудники кафедры постоянно повышают свою квалификацию – курсы повышения квалификации, как на территории РФ (Москва, С.-Петербург, Н.Новгород и др. г. РФ), так и за рубежом (Китай, Чехия, Германия, Голландия).

 Материалы учебной программы по оздоровлению студентов и пропаганде здорового образа жизни приведены в Приложении 5.

 1.2. Наличие постоянно действующего Интернет-ресурса по вопросам формирования и пропаганды здорового образа жизни, борьбе с вредными привычками, популяризации физической культуры и спорта, творческой и культурно - досуговой деятельности

На официальном сайте ГОУ ВПО ННГАСУ www.nngasu.ru имеется специальный раздел, касающийся вопросов формирования и пропаганды здорового образа жизни, борьбы с вредными привычками, популяризации физической культуры и спорта, творческой и культурно - досуговой деятельности.

2. Физическое воспитание и двигательная активность студентов

2.1. Практика проведения мониторинга  здоровья  студентов. Результаты мониторинга за последние три года. Показатели, по которым ведется мониторинг в Вузе.

         В ГОУ ВПО ННГАСУ на базе кафедры «Медицины, здоровья и развития» проводится мониторинг здоровья студентов, включающий в себя четыре структурных компонента: диагностический, образовательно-воспитательный, профилактический (реабилитационно-коррекционный) и координационно- управленческий.

1. Диагностический

Включает: медицинскую, психологическую, психофизиологическую диагностику, тестирование, опросы студентов, позволяющие не только объективно и субъективно судить о состоянии здоровья студентов, но и об их качестве жизни.

Позволяет: определить наиболее уязвимые места в образе жизни студента в вузе; выявить качество жизни студентов исходя из показателей физического и психического компонентов здоровья, оценить уровень социального благополучия и здоровья студентов, оценить адаптационный потенциал состояния здоровья (физического, психического и духовного), выявить вредные факторы и привычки студентов, влияющие на состоянии их здоровья.

Применяемые методы диагностики

  • ЭКГ, ЭЭГ, ЭМГ, Ультразвуковое обследование органов брюшной полости и сердца; ортопедическое, кинезиологическое, тепловизионное обследования; диагностика пo методу Фолля
  • Психофиологическое и психологическое тестирование, опросы
  • Функциональные пробы, тесты
  • Социально-педагогические опросы  

2. Образовательно-воспитательный

Включает: теоретико-практический курс формирование физической культуры личности студента, основ здорового образа жизни, основ медицинских знаний, охрану труда, формирование благоприятного психологического микроклимата на работе и дома, овладение основными методами самоконтроля за состоянием здоровья, профилактику вредных факторов курения, наркомании и др. темы. На отдельных специальностях реализуются дополнительные темы изучения по предметам: анатомии, физиологии, психологии, социологии.

         Данный компонент позволяет сформировать у студентов мотивацию на здоровый образ жизни и здоровый стиль жизни, определяющие высокий уровень и качество жизни, а также сформировать свое отношение к здоровью, включая самооценку своего физического и психического состояния, которые является своего рода индикатором и регулятором его поведения.


3. Профилактический (реабилитационно-коррекционный)

Данный компонент позволяет решать текущие и прогнозируемые проблемы и трудности в различных сферах студенческой жизни и здоровья каждого отдельного студента, студенческих коллективов и групп, студенческих семей и т.д. Включает в себя идивидуальные и групповые занятия и консультации.


Индивидуальные и групповые занятия
КонсультацииЗанятия

Психолога

Психотерапевта

Юриста

Врачей:

  • Дерматолога
  • Фитотерапевта
  • Гомеопата
  • Ортопеда
  • Терапевта
  • Кардиолога
  • Кинезиолога
  • Диетолога

Физическая культура (воспитание)

Психологический тренинг  

Занятия с группой ЛФК

Спортивные секции

Физическая рекреация (иннова-ционные программы, йога, восточ-ные единоборства и т.д.)

Досуговые и оздоровительные мероприятия: творческие вечера конкурсы, поездки, праздники, спортивные соревнования и т.д.  



4.  Координационно- управленческий

Оценка эффективности и качества мероприятий, направленных формирование здорового образа жизни студентов, на повышения качества их жизни, компетенции профессионально-педагогического обеспечения качества жизни студентов проводилась в двух основных направлениях: оценка проектировочной и исполнительской деятельности.

 Оценка проектировочной деятельности осуществляется в двух направлениях: 
  • проектирование здорового образа жизни,
  • организация деятельности служб, обеспечивающих формирование здорового образа и качества жизни студентов.

 Оценка исполнительской деятельности осуществляется в трех направлениях:

  • анализ образа жизни и состояние здоровья студентов, качества жизни;
  • формирование установки на здоровый образ жизни;
  • оздоровительно-профилактическая деятельность.

Результаты мониторинга состояния здоровья по результатам медицинской диагностики приведены в табл. 1 и 2.

Таблица 1. Динамика результатов по работе с нарушением осанки
у студентов за один учебный год 

Нарушения

До занятий (в %)

После курса занятий (в %)

1

Правильная осанка

3

22

2

Нарушение осанки

65

18

 

Сколиоз  1 ст.

28

14

3

Сколиоз 1-2 ст.

14

4

4

Сколиоз 2 ст.

5

5

5

Сколиоз выше 2 ст.

2

2

6

Кифосколиоз

23

12

7

Кифоз

34

18

 

В ННГАСУ уже более 10 лет назад разработана и  внедрена программа физической реабилитации и профилактики заболеваний ОДА (опорно-двигательного аппарата) с использованием специальных методик и тренажеров.

В последние годы заболевания опорно-двигательного аппарата такие, как остеохондроз позвоночника, грыжи межпозвонкового диска, сколиоз значительно “помолодели” во всех странах мира. Причин этому достаточно много, это и гиподинамия, и стрессы, сенсомоторные нарушения в развитии и многое др. Специалистами ННГАСУ разработана программа эффективного способа лечения и профилактики, которые имеет ряд преимуществ перед другими программами.  Программа разработана для лечения остеохондроза пояснично-крестцового отдела позвоночника с рефлекторно- и компрессионно- корешковыми синдромами в острой стадии и в период ремиссии, сколиозов I и II, III степени. На протяжении последних 15 лет разработана уникальная методика лечения различных форм остеохондроза позвоночника методами физической реабилитации с применением специальных тренажеров. Эффективность лечения возрастает за счет применения в процессе реабилитации тренажера (“Спортивные качели” авт. Юлин Ю.А.), физиомячей большого диаметра, балансировочных досок, батута и т.д. Программа способствует формированию оптимального двигательного стереотипа, коррегированию мышечного дистонуса и стимулированию проприоцептивного аппарата.

Программа физической реабилитации и профилактики заболеваний ОДА внедрена в неврологические клиники города и оздоровительные центры, в учебный процесс некоторых вузов города, ведется совместная научно-исследовательская и внедренческая работа с Центром подготовки космонавтов.

Таблица 2.  Динамика показателей заболеваемости органов брюшной полости студентов 1 курса 

Нарушения

До занятий в %

После 9-ти мес.курса %

1

Дисфункция желчного пузыря

14-35

10-16

2

Дисфункция печени

4-9

3-7

3

Дисфункция поджелудочной железы

1-2

1

4

Дисфункции селезенки

9-11

9

5

Дисфункции почек

3-16

3-8

6

Дисфункции мочевого пузыря

5

4

7

Дисфункции желудка.

34

21

 

         Структура оздоровительной работы со студентами по результатам мониторинга состояния здоровья приведена в Приложении 6.




Система Orphus Яндекс.Метрика
Сайт не поддерживает браузер Internet Explorer 6 и 7. Пожалуйста, обновите свой браузер.