Осторожно: шопоголизм!
16.04.2021

8 и 12 апреля 2021 года психологи ПСУ и волонтеры акции «Я выбираю жизнь!» провели интерактивные занятия со студентами ОТФ ННГАСУ, посвященные профилактике ониомании. В ходе мероприятия слушатели узнали, что грань между удовольствием от покупок и зависимостью очень тонкая.

Современный рынок товаров и услуг очень разнообразен: супермаркеты, гипермаркеты, торговые центры, моллы, интернет-магазины и многое другое. Отовсюду смотрят на нас улыбающиеся лица продавцов, предлагающие купить их товар, звучат рекламные призывы, яркие рекламные щиты на улице настойчиво призывают зайти в магазин, интернет-реклама преследует нас ежеминутно. Современный маркетинг направлен на то, чтобы волей-неволей заставить потребителей потратить свои деньги на миллионы товаров, предлагаемых производителями. Как же тут не поддаться искушению и не потратить тысячу-другую на приятные мелочи? Но так ли безобидна любовь к покупкам?

Волонтеры предложили студентам ответить на следующие вопросы:

? Бывает ли, что, придя домой с покупками, Вы обнаруживаете, что часть из купленного Вам совершенно не нужно?

? Замечаете, что бессмысленные покупки входят в систему?

? Чувствуете, что желание покупать становится настолько сильным, что Вы теряете контроль над своим поведением, а потом испытываете разочарование и злость?

? Даете себе слово «больше никогда в жизни», а потом снова срываетесь?

? Бывает ли, что Вы готовы взять понравившуюся вещь в кредит, даже не думая, как потом его отдавать?

? Бывает ли, что, чтобы купить понравившуюся вещь, Вы берете в долг у друзей или знакомых?

? Бывало ли, что, потратив значительную сумму в магазине, Вы потом думали, на что жить дальше?

? Бывало ли, что, увидев скидку на нужную вещь, Вы берете не одну, а две или три?

? Замечали ли Вы, что желание совершить покупку возникает тогда, когда Вы раздражены, не удовлетворены, испытываете чувство одиночества или разочарования?

? Замечали ли Вы, что страсть покупать негативно сказывается на Вашем образе жизни: ссоры в семье, проблемы на работе, размолвки с друзьями?

Если вы обнаружили у себя пять признаков из десяти – необходимо принять меры, чтобы они не переросли в серьезную зависимость.

На занятии психологи и волонтеры рассказали студентам, что шопоголизм правильно называется «ониомания» — непреодолимое желание что-либо покупать, не обращая внимания на необходимость и последствия, когда покупки становятся и отдыхом, и развлечением, и самостоятельным смыслом. В просторечии эту зависимость иногда еще называют шоппинголизм, а людей, страдающих этим недугом, называют шопоголиками.

Почему же люди становятся шопоголиками? Почему одни могут остановиться, а другие тратят все до копейки на ненужные им вещи? В чем причины формирования данной зависимости? Волонтеры рассказали, что, на самом деле, таких причин несколько.

-  Как и все зависимости, ониоманию подпитывают корни, тянущиеся из детства. Именно детские психологические проблемы приводят к шопоголизму: низкая самооценка, трудности в общении, нехватка внимания, одиночество, скука, разочарование, горе, невозможность выразить свои чувства, депрессия. Риск стать шопоголиком угрожает людям именно с заниженной самооценкой – вот почему в их пакетах так часто можно обнаружить вещи, которые, по их мнению, должны помочь им выглядеть лучше: одежда, обувь, косметика, ювелирные украшения и т.д. Так они стараются компенсировать чувство собственной неполноценности.

- Чаще всего в шопоголизм бросаются люди, испытывающие дефицит признания и внимания со стороны окружающих, страдающие непереносимостью одиночества и не умеющие строить долгосрочные цели. Вместо того, чтобы побыть с этими неприятными переживаниями и попробовать разобраться в том, из-за чего они возникают, шопоголики погружаются в искусственный мир демонстративного потребления, в котором содержится много разнообразных «душевных анестетиков».

- Еще одна причина – это низкий уровень саморегуляции человека, когда снижена возможность компенсации неблагоприятных личностных особенностей для достижения поставленной цели.

-  Шопоголиком также часто движет жажда адреналина – организм быстро привыкает к адреналину и начинает нуждаться во всё больших его дозах, а в магазине можно тоже получить адреналин — принятие решения о покупке и возможное разочарование являются микрострессами.

- Покупки создают иллюзию власти – ведь часто покупаются не столько вещи для личного потребления, сколько некие атрибуты власти, в т.ч. в форме отношения продавцов к покупателю: уважение, услужливое обращение, льстивые похвалы.

- Покупки также создают иллюзию свободы и контроля над своей жизнью. Шоппинг снимает у шопоголика депрессию и тревогу, повышает самоуважение и уверенность в себе — он может себе позволить купить то, что сейчас захотелось, а не то, что просто необходимо. И человек получает ощущение свободы от покупок, даже если вещи ему не нужны.

Поскольку шопоголизм считается болезнью 21 века, ученые стали изучать шопоголиков. Оказалось, что многие люди являются ими, даже не подозревая об этом. По результатам изучения были выявлены виды шопоголизма: шопоголик «спонтанный», шопоголик «осознанный», шопоголик «целеустремленный» и шопоголик «разумный».

Шопоголик «спонтанный» – это человек, который не признает себя шопоголиком, в магазин он ходит с четко намеченным планом покупок, но не может удержаться, если увидит надпись «Распродажа». Но даже если в магазине нет распродажи, он все равно купит несколько незапланированных вещей.

Шопоголик «осознанный» – этот вид шопоголика отличается тем, что человек знает, что у него есть тяга к покупкам, но считает, что это нормально. Такие шопоголики ходят по магазинам даже тогда, когда им ничего не нужно – просто для того, чтобы снять стресс и расслабиться.

Шопоголик «целеустремленный» – этот вид шопоголиков совершенно не отдает себе отчета в том, что делает. Если его спросишь, на что он потратил все деньги – тот сможет этого объяснить. Он тратит деньги и даже не задумывается о том, на что будет жить дальше.

Шопоголик «разумный» – такие люди покупают только те вещи, которые им нужны, но в больших количествах. Например, женщина может купить 3-4 вида крема для лица и все их открыть, т.к. хочется испробовать все сразу. Чаще всего они покупают товары, поддавшись разнообразным акциям, подаркам и соблазнительным предложениям.

«А что плохого в том, что человек – шопоголик? Он же тратит свои деньги, кому от этого плохо?» – задавали вопросы студенты.

Дело в том, что последствия шопоголизма могут быть очень плачевные – трата денег «на ветер», вследствие чего шопоголик жалеет о покупке, но вскоре всё равно возвращается к приобретению ненужных вещей. Человек не может контролировать свое поведение, он покупает и покупает, несмотря на то, что сам понимает, что страдает от этого и сам уже этого не хочет. Есть множество случаев, когда «шоппингомания» приводила к разрушению семей, их финансового благополучия из-за непомерной задолженности больного члена семьи, утратившего чувство меры. В случае невозможности удовлетворить эту самую «манию» у шопоголика развивается синдром абстиненции, выражающийся в психологических расстройствах, агрессии или депрессии, болезнях сердечно-сосудистой системы, головных болях.

Отдельная тема – интернет-покупки. Психиатры из Ганноверской медицинской школы в Германии считают, что пристрастие к онлайн-шоппингу стоит рассматривать как психическое расстройство — у многих людей тяга покупать вещи через интернет имеет признаки навязчивого поведения. Сейчас нездоровое пристрастие к онлайн-покупкам не считается отдельным расстройством и в МКБ относится к группе неуточненных расстройств импульсного контроля. Это определение подразумевает острую жажду совершать покупки и получать товары. Шопоголики покупают больше товаров, чем могут себе позволить, захламляют дома и влезают в кредиты, но не могут остановиться. А интернет сводит трудозатраты на покупки к минимуму, делает процесс заказа доступным и анонимным, что в итоге повышает риск развития ониомании.

Поэтому страсть к покупкам нужно брать под контроль, пока она не переросла в болезненную зависимость.

Студенты задавали волонтерам вопросы: «Что же делать, если я заметил у себя признаки шопоголизма?», «Как остановить эту бесконечную трату денег на ненужные вещи?», «Как взять под контроль свою любовь к покупкам?»

По мнению психологов, главная задача в решении проблемы – повышать самооценку и развивать навыки самоконтроля. Самооценка человека должна повышаться за счет внутренних, личностных достижений, а не за счет внешних – приобретения вещей. Ну и конечно, помогут следующие практические рекомендации:

  • Планируйте свои покупки и исследуйте рынок – специалисты советуют анализировать заранее, какую вещь необходимо купить, чтобы не делать спонтанных покупок. Если даже товар есть в списке необходимого, в магазине не стоит бросаться на первую попавшуюся вещь, а лучше сначала сравнить модели и цены аналогов. При этом не стоит думать о том, чтобы в дополнение к новой вещи купить ещё что-нибудь — сумочку, пояс, туфли и т. д.

  • Скидка — ещё не повод для покупки. Если во время распродажи вещь стала стоить в несколько раз меньше, это не означает, что она стала необходимой. Велика вероятность, что она так никогда и не пригодится.

  • Избегайте новых коллекций и новинок. Не стоит покупать вещь в первые дни появления на прилавках, со временем продавцы уменьшат цены, к тому же всегда можно дождаться сезона распродаж.

  • Не берите ничего в кредит, избавьтесь от кредиток – привычка расплачиваться кредитными картами гарантирует шопоголикам рост долгов. Наличные позволяют человеку лучше ощущать связь между тратой денег и получением вещи. Выходите из дома с небольшой суммой денег, тогда не будет возможности потратить всё сразу.

  • Список трат – ведите личную бухгалтерию, сохраняя чеки и записывая все покупки. Если расплачиваетесь картой – следите за тратами в личном кабинете, так можно легче оценить реальную картину своих трат и понять, какие меры предпринимать.

  • Избегайте магазинов хотя бы некоторое время, если чувствуете, что не можете контролировать свои расходы. Следует давать время на обдумывание действительной важности покупки.

Если самостоятельно справиться с проблемой у Вас не получается, обратитесь за помощью к психологу. Наша психологическая служба работает ежедневно, 1 корп. ННГАСУ, ауд. 421.

Возврат к списку

Ректор (тел./факс)
Электронная почта
График работы
Пн-Пт: с 800 до 1645
Адрес
603950, Россия, г. Нижний Новгород, ул. Ильинская, д.65
Показать на карте
Веб-мастер